Monumenta altaica
алтайское языкознание
 Статьи и Книги | Народы | Учёные | Библиографии | Сайты по алтаистике | Форум | Контакты |Switch to English
  Меню

ПИСЬМЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ

  • Монгольские
  • Тюркские
  • Тунгусо-маньчжурские
  • Корейские
  • Японские

    СЛОВАРИ

  • Монгольские
  • Тюркские
  • Тунгусо-маньчжурские
  • Корейские
  • Японские

    ГРАММАТИКИ

  • Монгольские
  • Тюркские
  • Тунгусо-маньчжурские
  • Корейские
  • Японские

    КОРПУСА и e-БИБЛИОТЕКИ

  • Монгольские
  • Тюркские
  • Тунгусо-маньчжурские
  • Корейские
  • Японские

    УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  • Монгольские
  • Тюркские
  • Тунгусо-маньчжурские
  • Корейские
  • Японские

  • Дунсяне и дунсянский язык
    Дунсяне, Дунсян, Дунсяны, Дунсянцы, Дунсянхуэ, Санта, Саньта, Dongxian, Santa
      Monumenta Altaica /Этно-лингвистическая информация/Дунсяне

    Дунсяне

    Название народности происходит от китайского слова ДУНСЯН 'восточное село'. Самоназвание - дунсянхуэй. Численность - 373 700 чел (по переписи 1990). Говорят на дунсянском языке монгольской семьи языков. Верующие - мусульмане-сунниты.

    Место проживания

    Дунсяне проживают, главным образом, в Дунсянском автономном уезде Линься-хуэйского автономного округа провинции Ганьсу на северо-западе Китая, а также в граничащих с ним уездах Гуанхэ, Хэчжэн, Линься, Канлэ и Цзишишань. Кроме того, дунсяне проживают в Ланчжоу, административном центре провинции Ганьсу, в Нинся-хуэйском автономном районе и Синьцзян-уйгурском автономном районе. В районах проживания дунсян высокий рельеф местности, большая их часть является засушливыми горными районами, расположенными на высоте тысяча девятьсот - две тысячи триста метров над уровнем моря.

    История

    Национальность дунсян сформировалась во второй половине 14 века, когда несколько народностей, проживавших в районах нынешнего расселения дунсян, слились воедино. В основном это были переселенцы из Средней Азии и монголы, исповедующие ислам. В 13 веке Чингисхан, совершая походы в Среднюю Азию, отправил большой отряд воинов и ремесленников на колонизацию целинных земель на Северо-западе Китая, в пределах нынешней провинции Ганьсу, чтобы объединить всю страну и укрепить тыл. Переселенцы из Средней Азии, исповедовавшие ислам и занимавшиеся земледелием и ремесленничеством, в скором времени освоили эти земли. В течение нескольких сотен лет, сливаясь с местными монголами, китайцами, тибетцами, они постепенно сформировали народность дунсян.

    Одежда

    Мужская одежда - куртка, штаны, черная или белая шапка без полей, матерчатые тапочки, зимняя одежда на вате; женская - длинная кофта, штаны, головная шелковая повязка: зеленая - у девушек, черная - у молодых, синяя - у пожилых, белая - у старых женщин и вдов. На полах женской одежды вышиты цветочки, широкие рукава и штанины обшиты каймой, мужчины-дунсяне ходят в широких халатах, за поясом носят меч. За последние десятилетия одежда дунсян сильно изменилась, уже редко можно встретить прежний красивый традиционный костюм. Костюм стал похож на одежду местных ханьцев и хуэйцев, отличия сохранились только в головном уборе.

    Обычаи

    Имеются случаи многоженства. Браки заключались преимущественно с единоверцами. Интересен уходящий обычай бинтования ног. Ислам оказал сильное влияние на все стороны культуры, быта, социальной жизни дунсян.

    Традиционное жилище

    Двор обычно окружен стеной высотой в три метра, жилая часть постройки располагается по четырем сторонам двора или по двум, конструкция дома деревянная, стены обмазаны глиной. В лучших комнатах обычно живут старики. В доме имеется большая кухня, а также ванная. В жилище имеется теплая лежанка, кан. Окна выходят во двор.

    Праздники

    Курбан-байрам и ураза-байрам являются наиболее важными праздниками дунсян. Кроме того, 15-го мая по лунному календарю дунсяне также отмечают праздник факелов, который отличается от праздника факелов национальности И на юге Китая. Во время праздника факелов дунсяне собираются вместе, поют и пляшут. А дунсяне, живущие в селах, как только стемнеет, берут в руки факелы, сделанные из соломы, и высоко держа их над головой, пробегают с ними по горам и полям. Это очень красивое зрелище, и в темноте вереница факелов выглядит, как летающий дракон.

    Хозяйство

    Дунсяне разводят коров и овец, имеют в хозяйстве ослов и мулов, традиционными ремеслами являются обработка кожи и шерсти, изготовление серебряных украшений, столярное и кузнечное дело. Основное занятие - пашенное земледелие (рожь, овес, овощи, картофель), а также скотоводство. Сохраняет значение охота.

    Пища

    Кухня дунсян во многом сходна с кухней других нацменьшинств, исповедующих ислам и проживающих в северо-западных районах Китая. В пищу они, главным образом, употребляют говядину, баранину, мучные изделия, картофель. Дунсяне гостеприимны и гостей встречают очень радушно, сразу приглашают присесть, угощают чаем, блинами с маслом, пловом и т.д.

    Язык

    Дунсянский язык (также санта или саньта), распространен на юго-западе провинции Ганьсу в КНР, в Баоаньско-Дунсянском автономном уезде автономной префектуры Линься. Вместе с баоаньским, монгорским и шира югурским языком принадлежит к южномонгольской группе монгольских языков. Имеется частичное взаимопонимание с соседним баоаньским языком. Диалектное членение, по данным Б.Х.Тодаевой, не выражено; по другим сведениям, имеется три диалекта с незначительными различиями. Язык бесписьменный; используется только в обиходно-бытовой сфере; молодое поколение в ряде ситуаций использует китайский даже в разговоре друг с другом; в словаре - около 30% китайских заимствований. Дунсянский язык сохраняет черты среднемонгольской эпохи, а также заимствовал частично арабско-иранскую культовую и китайскую лексику.Информация о языке дунсян будет скоро существенно дополнена

    Литература:

    'НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА' Энциклопедия, Научное издательство 'Большая Российская Энциклопедия', М., 1998 г.

    Тодаева Б.Х. Дунсянский язык. М., 1961.

    Тодаева Б.Х. Предварительные итоги изучения дагурского, монгорского, дунсянского и баоаньского языков. // Чжуго юйвэнь. 1957, №9.

    Тодаева Б.Х., Чингэлтэй, Насанбаяр и Содном. Предварительные итоги работы монгольской лингвистической экспедиции в КНР. Пекин, 1955. (На китайском языке).

    Cinggeltei. Dumdadu ulus-taki mongγol törül-ün kele-nügüd ba mongγol kelen-ü ayalγu-nuγud-un yeröngkei bayidal // Mongγol kele bičig. 1957, №11; Mongγol teüke kele bičig, 1958. №2, 3, 6, 7, 12.

    Дунсянская женщина
    Дунсян
    Кукла в дунсянской одежде
    Дунсяне
      Ссылки

    Использованы материалы сайтов:

    http://www.crinews.com/russia/2001/Apr/19289.htm

    http://www.chinadata.ru/dongxiang_eth.htm

    http://www.chinacharm.net/images/ChineseDolls/htm/Dongxiang.htm http://userpage.fu-berlin.de/~corff/im/Sprache/Dongxiang.html http://www.orientaltravel.com/people/Dongxian.htm http://www.paulnoll.com/min-Dongxiang.html

    m   Этимологический словарь дунсянского языка в составе монгольского этимологического словаря.

     Статьи и Книги | Народы | Учёные | Библиографии | Сайты по алтаистике | Форум | Контакты |English

    Copyright © 2002-2023 Илья Грунтов (Институт языкознания РАН)