Bonan elder

БАОАНЬ (самоназвание.) - монгольский народ, проживающий в Китае. Численность около 11.700 чел. В исторических хрониках о происхождении этой народности говорится следующее: примерно 700 с лишним лет назад - в период китайской династии Юань монгольские войска были расквартированы в тибетских районах в области Тонгрен в провинции Цинхай. Занимаясь в течение долгого времени обработкой земли и скотоводством, эти монголы поддерживали тесные отношения с жившими по соседству народами хуэй, хань, тибетцами и монгорами, в результате чего постепенно сформировалась новая национальность. Из-за того, что представители этой народности жили в месте, которое называлось Баоаньшаньчжуан, она получила название 'баоань'. В кон.13 - нач. 14 вв. эти группы монголов приняли ислам. В 16 веке баоани проживали в трех больших поселениях на берегу реки Лонг-ву. Во время правления императора Тончжи (1862-1874) баоани подверглись гонениям со стороны местного ламаистского монастыря и бежали сначала в Xunhua, затем в провинцию Ганьсу, а затем окончательно обосновались у подножия горы Jishi в уезде Линся. Там они снова образовали три поселения - Дадун, Ганмэй и Гаоли. В настоящее время баоани живут в уездах Линься (пров. Ганьсу) и Тунжэнь (пров. Цинхай).

Верующие баоани. - мусульмане-сунниты, часть цинхайских баоаней исповедует ламаизм. Основное занятие - земледелие, скотоводство. Жилище из сырцового самана, с каном внутри. Основу пищи составляют изделия из муки, картофель мясо, чай с молоком и солью. Мужская одежда - рубаха и штаны, зимой тулуп, женская - кофта и штаны, головная повязка. Женщины любят носить многоцветную верхнюю одежду - фиолетово-красную, темно-зеленую и синие или черные брюки, а по праздникам они надевают ярко-зеленую кофту и розовые брюки. Костюм и украшения у женщин народности баоань в разном возрасте разные. Девушки носят длинные косы, одеваются в яркую одежду, голову покрывают тонким газовым платочком, а замужние женщины в большинстве своем одеваются в черную, синюю или белую одежду, носят черный или белый платок. Мужчины этой народности носят головную повязку из белой или синей хлопчатобумажной материи, ходят в белой рубашке, на которую надевают еще синюю безрукавку, подпоясываются разноцветным поясом длиной в четыре метра, на котором висит сабля, надевают кожаные сапоги. Все баоани с большим почтением относятся к сабле и любят ее носить. По данным исторических хроник, еще в период китайской династии Юань баоани уже делали красивые сабли с деревянной рукояткой в кожаных ножнах, которые они использовали не только как средство самозащиты, но и для того, чтобы заколоть корову или барана. Впоследствии, совершенствуясь на протяжении нескольких поколений, технология изготовления сабель у баоаньцев достигла очень высокого уровня, как в отношении самой ковки, так и внешнего вида. Считается, что в процессе изготовления сабли нужно совершить сорок, а иногда даже 80 с лишним операций. Благодаря своему изяществу и красивому внешнему виду сабля у баоаней уже стала неотделимой частью национальной культуры. Она также является предметом подношения в знак любви у молодых баоаней. Кроме того, в качестве произведения искусства саблю преподносят в подарок почетным гостям. Баоани весьма искусны в ремеслах: широко известны баоньские обоюдоострые орнаментированные ножи, кинжалы, изделия из серебра.

На брак и обычаи сильное влияние оказал ислам. Смешению баоаней с соседними народами способствовали браки с единоверцами.

Баоани сохранили такие традиционные монгольские виды спорта как конные соревнования, состязания в стрельбе из лука, борьбу.

Язык Баоаней (баоаньский язык) близок к дунсянскому. Баоаньский язык бесписьменный. В качестве письменного языка используется китайский. Баоани (так же, как дунсяне и монгоры) в течение многих столетий не имеют связи с остальными монгольскими народами. В уезде Тунжэнь на баоаньском общается небольшая группа монгоров, живущих по соседству с баоанями.

В баоаньском языке выделяются два говора: дахэцзяский (на нем говорят баоани, живущие в уезде Линся в провинции Ганьсу) и тунжэньский (уезд Туньжэнь в провинции Цинхай).

Литература:

'НАРОДЫ И РЕЛИГИИ МИРА' Энциклопедия, Научное издательство 'Большая Российская Энциклопедия', М., 1998 г.

Тодаева Б.Х. Баоане // Народы мира. Народы Восточной Азии. М, Л. 1965.

Тодаева Б.Х. Баоаньский язык. М., 1964.

Тодаева Б.Х. Предварительные итоги изучения дагурского, монгорского, дунсянского и баоаньского языков. // Чжуго юйвэнь. 1957, №9.

Тодаева Б.Х., Чингэлтэй, Насанбаяр и Содном. Предварительные итоги работы монгольской лингвистической экспедиции в КНР. Пекин, 1955. (На китайском языке).

Cinggeltei. Dumdadu ulus-taki mongγol törül-ün kele-nügüd ba mongγol kelen-ü ayalγu-nuγud-un yeröngkei bayidal // Mongγol kele bičig. 1957, №11; Mongγol teüke kele bičig, 1958. №2, 3, 6, 7, 12.

Сказка на баоаньском языке

Этимологический словарь баоаньского языка в составе монгольского этимологического словаря.